Вязаный эксклюзив
- Интерьвью с мастером
На свете существует великое множество профессий. Вы наверняка знаете, чем занимаются, например, шахтеры, бухгалтеры, художники... Есть распространенные виды деятельности, а есть и очень редкие. То, чем занимаются мои сегодняшние собеседники, многих поражает, восхищает и радует, ведь создавать красоту своими собственными руками далеко не каждому под силу. Это действительно искусство: делать вещь не только сказочно красивой, но и практичной, созданной не только для любования, но и для вполне утилитарных целей. Сегодня мне посчастливилось встретиться с уникальными мастерами. Мои собеседники, Марлен, Надежда и Эльзара, занимаются эксклюзивным вязанием на заказ. Возможно, вы подумаете, что ничего примечательного в таком занятии нет, однако, прежде, чем принимать такое решение, я советую вам взглянуть на их работы. Как только вы увидите незабываемую красоту, изящество и тонкость вещей, созданных руками настоящих мастеров, все сомнения тут же пропадут.
Ольга: Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение вязанием? Давно ли вы занимаетесь этим профессионально?
Марлен: Для меня это скорее семейная традиция: еще в первом классе я помогал бабушке перебирать пух, а отцу вязать платки. Было время, когда для нас вязание служило основным источником дохода, и достаточно долго. Но я не занимаюсь вязанием профессионально, для меня это скорее хобби, нежели работа.
Эльзара: Сначала я просто ради интереса попробовала связать что-то для себя – и всем очень понравилось, появились первые заказы... И вот уже почти десять лет я профессионально вяжу на заказ.
Надежда: Я давно вяжу – с самого детства. Когда я была маленькой, мама украшала мои платья изящными кружевами, связанными очень тоненьким крючком – было просто сказочно красиво, и всем казалось, что у меня новый наряд. Моими первыми самостоятельными работами были юбочки для любимых кукол. Так что, можно сказать, я вяжу всю жизнь.
О.: А чем вязание является для вас – работой или хобби?
Н.: Мне повезло: для меня вязание стало работой, которую я люблю.
Э.: Сначала это было просто увлечением, не более, а потом превратилось в работу.
М.: Я сейчас совсем не вяжу, этим занимаются жена, сестренка и родители.
О.: Вы много времени посвящаете вязанию?
Н.: Все свободное от домашних дел время.
Э.: Я тоже почти все свободное время проводу за вязанием – мне это нравится. Я горжусь своими работами, и каждую новую хочется сделать еще лучше, еще красивей.
О.: Как ваши близкие относятся к тому, чем вы занимаетесь?
Э.: Хорошо, они ведь тоже занимаются вязанием.
Н.: О! Они даже помогают мне иногда. Думаю, им нравится мое занятие.
О.: Ваши модели очень разнообразны. Поделитесь секретом – откуда берется вдохновение? Как рождается задумка?
М.: Все очень просто, никаких секретов: есть обширная база фотографий, журналов. К тому же, заказчик, как правило, приходит уже с готовой идеей, от нее мастер и отталкивается. Настоящий дизайнер среди нас – Эльзара, она выполняет авторские работы. С пуховыми платками и палантинами тоже все просто: это либо прямоугольник, либо квадрат, а узоров, вариаций, цветов так много, что можно вязать всю жизнь, ни единого раза не повторяясь. Конечно, мы стараемся тесно работать с заказчиками, то есть создавать именно то, что будет по душе им. Причем, приходится постоянно развиваться, идти дальше, ведь мода тоже не стоит на месте. Каждая наша работа – шедевр, но, если не расти в творческом отношении – ничего не получится.
Э.: У меня идеи рождаются в процессе работы: что-то придумала, начала вязать, и тут же приходит какая-то новая задумка, развивается, растет – и следующее изделие остается только связать.
Н.: Я очень люблю рассматривать журналы, ищу что-то на специализированных сайтах в интернете, сама добавляю какие-то штрихи – и все вместе превращается в уже готовое изделие. Самое главное – то, что связанная мной модель рождается в прямом смысле с нуля: сначала нет ничего, затем появляется идея, я ее «вынашиваю», потом приступаю к вязанию (это самый долгий процесс) – и вот уже готовая работа радует свою хозяйку. Это ли не повод для гордости?
О.: Бывают ли у вас дни, когда «не вяжется», работа не получается? Как с этим бороться?
М.: Это случается, конечно. Просто усталость – она проходит после хорошего отдыха.
Э.: Да, если хорошенько развеяться, отдохнуть, то такие «нерабочие» дни легко проходят.
Н.: На мой взгляд, когда понимаешь, что ничего не получается, а работа валится из рук, лучший способ – это отложить все дела, выпить вкусного чаю, расслабиться, и тогда всю усталость как рукой снимет.
О.: Что, на ваш взгляд, самое главное в вязании? Без чего нельзя достичь того успеха и уровня профессионализма, которого достигли вы?
Э.: Нужно любить свою работу – это важно в любом виде деятельности, в вязании в том числе. Если вам не будет нравиться то, что вы делаете – работа получится плохой, без души, а сам процесс станет разочаровывать и расстраивать. Вещи ручной работы по-особенному «заряжены», в них заключается любовь мастера, тепло его рук – все это хорошо сказывается на хозяине вещи. Еще очень важна усидчивость, иначе вязание даже несложной работы может растянуться на годы.
Н.: Нельзя обойтись без вдохновения, конечно. По-моему, это самое главное. Если работать без вдохновения, работы получатся скучными и не принесут радости ни мастеру, ни заказчику.
М.: Не только в вязании, а во всем, что ты делаешь, главное – подходить к занятию с душой. Нужно делать что-то так, как хотел бы, чтобы сделали тебе – тогда отличный результат обеспечен! Кстати, что касается успеха – по-моему, наш успех еще впереди, мы же пока не так известны.
Думаю, что моим собеседникам совсем недалеко до известности: пока мы беседовали, я любовалась их тончайшими работами сказочной красоты, которые говорят о высоком профессионализме мастеров, а также о том, что работают они действительно с душой. Удивительные узоры украшают легкие платки и пелерины, на палантинах распускаются волшебные цветы... Мне захотелось поподробней расспросить авторов этого великолепия о том, как же оно создается.
О.: Вы занимаетесь, в числе прочего, очень редким и сложным делом: вязанием пуховых платков. Почему вы увлеклись именно этим?
М.: Как я уже говорил, это занятие семейное – у нас уже династия сложилась. А что касается сложности – тут вы правы, этот вид вязания так высоко ценится, в том числе, и из-за трудоемкости работы. Это же целая технология!
Н.: Почему-то, когда речь заходит о пуховых платках, все сразу вспоминают оренбургские. Да, это знаменитый бренд, однако, восхитительные платки вяжут и в Волгограде, и в Урюпинске, и в Ангрене... И везде они разные, потому что отличаются традиции вязания. Люди об этом чаще всего не знают, и носят такие платки, считая их оренбургскими. Но они ничем не хуже! Просто менее, как это говорят сейчас, раскручены.
Э.: А процесс вязания, и правда, очень трудоемкий, ведь еще до начала вязания нужно правильно подготовить пряжу. Пуховые платки вяжутся из натурального пуха ангорской козочки, который обладает целебными качествами, благодаря своим физическим свойствам. Подготовка пряжи – это дело не одного дня: пух стирают, чешут, красят или отбеливают, затем прядут на тонкую шелковую нитку... В этом занятии существует множество нюансов, из-за которых пряжа получается разных свойств и качества. Она бывает мягкой и пушистой, а бывает, напротив, жесткой и грубой. Разумеется, цена изделий тоже различается – и из-за качества пряжи, в том числе. Платок из высококачественной пуховой пряжи вы, конечно, не купите дешево. Если вас убеждают в обратном – не верьте: плохой платок прослужит вам считанные месяцы, а хороший будет согревать долгие годы.
О.: А с чем, по-вашему, связана такая популярность пуховых платков?
Н.: Классические черные и белые пуховые платки предпочитают, в основном, женщины старшего поколения, для них это уже традиция. А сегодняшняя мода отличается от моды тех времен, когда наши бабушки были молодыми. Поэтому мы вяжем яркие, теплые платки и палантины, дизайн которых современен и актуален.
М.: Заказчиков и покупателей привлекает еще и то, что платки, палантины, паутинки связаны из натурального пуха, а он очень теплый и легкий. Кроме того, наши изделия удивительным образом подчеркивают красоту каждой женщины, делают ее уникальной, неповторимой.
О.: Говорят, что настоящие оренбургские платки может связать только оренбурженка и только в Оренбурге. Это так?
М.: Я могу с уверенностью сказать, что больше половины изделий, продающихся как оренбургские платки, вяжется не в Оренбурге. Поскольку бренд популярен, люди охотно верят и совершают покупки, но такие платки не являются теми самыми легендарными пуховыми платками. Настоящие платки очень отличаются от других, но покупатели ведь не специалисты, и отличить порой не могут.
Э.: Те платки, что вяжем мы, тоже имеют отличия от оренбургских, ведь, как уже говорил Марлен, традиции вязания в каждой местности свои. Но технология вязания везде одна и та же. И платки у нас получаются ничуть не хуже, а порой и лучше, чем те, которые продаются под известным брендом.
О.: Понятно. Думаю, эта информация будет очень полезной нашим читателям. А есть ли какие-то хитрости, помогающие определить, хороший платок ты держишь в руках или недорогую подделку? На что обращать внимание в первую очередь?
М.: На самом деле, часто хороший платок от плохого отличает, прежде всего, цена. По-настоящему качественный платок стоить дешево просто не может! Сэкономить можно только в случае, если покупается платок небольшого размера. Нужно обратить внимание на то, выпадают ли из платка мелкие волоски – это говорит о том, что использовалась пряжа не самого высокого качества. Платок должен приятно и нежно касаться кожи, ни в коем случае не колоться. Многие покупают платки, руководствуясь их пушистостью, но на самом деле это не показатель качества: новое изделие совсем не пушистое, ведь во время прядения пух плотно скручивается. Пушистыми платки становятся уже во время носки, когда кончики пряжи начинают пушиться.
О.: Все ваши работы сделаны вручную. Почему ручная работа такая ценная?
Н.: Повторить однажды связанную вещь невозможно. Даже если вязать по одной и той же схеме, изделия получаются разными. А каждой женщине хочется иметь у себя вещь, которая будет не только красивой, но еще и эксклюзивной, такой, которой больше ни у кого нет. Поэтому мы гарантируем абсолютную уникальность каждой работы.
М.: Покажите мне хотя бы одну фабричную вещь, которая сравнится по красоте и качеству с вещью ручной работы. Это невозможно, даже не ищите.
Э.: В каждую работу, помимо кропотливого труда, вкладывается и душа мастера. Это не бездушные магазинные вещицы, а настоящие произведения искусства. Вот и весь секрет.
С мастерами беседовала Ольга Пудовкина