Секреты оренбургского пуховязания
"Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!" - такие слова можно было услышать городской девушке в местных деревнях лет 40 назад. Вязание платка - нечто само собой разумеющееся, то, что деревенские девушки должны были уметь с совсем раннего возраста.
Мария Степановна начала вязать в пятом классе. Почти 70 лет она вяжет пуховые платки, и в свои 80 продолжает лучшие оренбургские традиции. Она живет в Оренбурге в небольшом старом домике. Таких домов в городе много: небольшие одноэтажки, окна со ставнями, деревянные ворота, покрашенные где зеленой, а где синей краской, маленький дворик. Кажется даже запах во дворах один и тот же - запах детства. После продажи такие дома обычно сносятся, а на их месте появляются дорогие кирпичные монументы - офисы или же дома богатых людей. Но пока что домики еще стоят - целыми улицами, кварталами, массивами, даже в самом центре.
В таком доме живет Мария Степановна. Ее пуховые изделия неизменно пользуются спросом у соседей и знакомых, которые не понаслышке знают о качестве связанных ею платков. Чтобы связать изделие, которое могло бы долго приносить радость его владельцу, тратиться немало времени. На паутинку 140х140 см. у бабы Маши уходит 2 недели, а на добротный платок 145х145 см. и вовсе целый месяц. Хотя Мария Степановна вяжет не все время, а между делом. Постоянно вязать не получается - спина начинает болеть. С этим ничего не поделаешь: труд достаточно тяжелый и для молодых девушек.
"А паутинка через кольцо проходит?". Мария Степановна качает головой. Чтобы паутинка прошла в кольцо, она должна быть не такой большой (около 120х120 см.) и более тонкой. Мария Степановна так не вяжет, предпочитая практичность, ведь чем тоньше изделие, тем меньше оно сохраняет тепло. Удивительно, но, несмотря на подобный подход, пуховая паутинка 100х100 см. весит у Марии Степановны всего 113 грамм! Паутинки у бабы Маши бывают 2 видов в зависимости от узора каймы.
Одно из заблуждений об оренбургских платках - то, что они связаны на 100% из пуха. Так не вяжут ни лучшие рукодельницы, ни фабричные мастера. Шелковые, вискозные и хлопчатобумажные нити дают основу, а пух - тепло и изящность. На одну паутинку у Марии Степановны уходит около 100 грамм козьего пуха ангорки и одна бобинка шелковой нити. На платок уходит 300 грамм пуха и большая бобинка хлопчатобумажной нити.
Качеству баба Маша уделяет большое внимание. Ее прялки стоят без дела - пух Мария Степановна прядет вручную веретеном и лишь потом соединяет с шелковой нитью. Не все пуховязальщицы поступают так: иногда пух сразу соединяют с шелковой или х/б-нитью, из-за чего пуховый платок становится менее прочным, ведь пух уже не может также хорошо держаться.
Один из мифов о пуховых платках гласит, что они должны быть изначально пушистыми и очень мягкими. Именно такие платки продают в большом количестве у оренбургского вокзала и на Центральном рынке. К ним приятно прикоснуться, и иногородние гости с радостью их покупают, думая, что вот он - желанный легендарный оренбургский платок. После того, как пух весь вылезет, приходит разочарование и сомнение: неужели легенды об оренбургском платке - это всего лишь миф?
Марии Степановне, как и многим истинным мастерицам, не нравится такая практика. Чтобы придать изделию пушистость, платок основательно прочесывается гребнем - пух начинает свисать, а через некоторое время после начала использования он и вовсе может вылезти. Настоящий новый пуховый платок не должен быть пушистым. У Марии Степановны новые изделия - мягкие наощупь, но отнюдь не пушистые. Качественные изделия становятся по-настоящему мягкими и пушистыми только во время использования, и с каждым месяцем они все больше изумляют своих хозяев. Словно бутон, который становится все прекраснее, постепенно распускаясь.
Долгий кропотливый труд человечество всегда стремилось сократить - почему бы не использовать машинку для вязания? Мария Степановна придерживается более трудоемкого пути. Изделия, связанные на машинке, имеют "перед" и изнанку. Полностью ручная работа таких изъянов не имеет.
У изделий, произведенных на Фабрике, баба Маша находит свои плюсы: во-первых, возможность наносить любой рисунок позволяет воспроизводить достаточно сложные и оригинальные узоры, а во-вторых палантины и паутинки у Фабрики получаются достаточно тонкими, впрочем Мария Степановна все же предпочитает тонкости практичность.
Сама Мария Степановна носит паутинку, подаренную ее знакомой. Баба Маша улыбается: "Сама вяжу, а ношу не свое". Среди пуховязальщиц принято с уважением относится к качественной чужой работе, даже если своя лучше. Раньше баба Маша ходила на базар продавать свои изделия, сейчас же изделия расходятся по знакомым и родственникам.
источник интернет-магазин Palantin.ru.