.. А Оренбургский-то платок Башкирский!

Наверное, нет в России человека, который бы не слышал эту душевную песню. Но она имеет одну большую неточность. Вместо слова "оренбургский" в ней по справедливости должно стоять - "башкирский". Ведь в то время, когда появилась песня, производство оренбургских платков зависело исключительно от мастериц Башкирии. Так что родина оренбургского платка - наша республика, а точнее - Зианчуринский район.

Как это было

Сохранились воспоминания Магузы-апай Исакаевой. Записала их Хатифа Исмагилова, которая сама тоже была великой мастерицей в вязальном народном промысле.
Еще до Великой Отечественной войны, в 1938-1940 годах, в селе Исянгулово была небольшая артель надомниц. Называлась она "Свобода". В ней давали надомницам пух. Из него вязали различные изделия. Многие женщины этого села (да и окрестных тоже) зарабатывали на жизнь вязанием. Шали принимались по весу. Оценивались по трем сортам. За первосортную связанную шаль платили обычно около 36 рублей (в ценах 1961 года). Вроде бы,  неплохие деньги для того времени. Но особенность была в том, что 
привезенный приемосдатчиком женщинам-надомницам пух надо было прясть 
самим. А он был далеко не всегда хорошего качества. Много времени уходило 
на выборку ости. Свои требования имелись и к качеству вязки.

К вязанию девочек приучали с самых малых лет. Только в 1963 году, когда объединили артель "Свобода" и районный промкомбинат, надомницам стали привозить из Оренбурга готовую пряжу и связанные серединки. 
Оставалось подвязать вручную с четырех сторон кайму с узором. На первый взгляд, процесс, вроде бы, упростился. Ведь теперь надомницы могли больше дать платков. Но платили за них уже меньше. А ведь самая трудоемкая и  самая ответственная операция - ручная вязка каймы с узорами, которые у хорошей мастерицы не должны повторяться. Машинной вязки серединки, к сожалению, зачастую снижали качество готового платка. Машина ведь не может оценить качество пряжи. А мастерица с первого взгляда знает, где надо поплотнее вязать серединку. К тому же при ручной работе вязка получается ровная, красивая. Но в Оренбургской области приоритет был отдан машинам.

Это сыграло злую шутку с промыслом. Спрос на оренбургские платки в СССР в последующие десятилетия стал падать.
Это был очень удобный момент для того, чтобы вернуть былую славу башкирским платкам, связанным целиком вручную. На Оренбургской фабрике ставку сделали в те годы в основном на платки-паутинки, которые можно было протянуть сквозь обручальное кольцо. Иностранцев - а именно на них было в основном ориентировано потом производство - этот фокус приводил в восторг. 

В Зианчуринском же районе мастерицы вязали все виды платков, проявляя чудеса изобретательности по части узоров. Чего явно не хватало тогда башкирским платкам, так это рекламы. А производство в соседней области, во  многом державшееся за счет труда надомниц из Башкирии, на свою рекламу денег не жалело. Сказалось и то, что во второй половине минувшего века в СССР дважды власть очень жестко ущемляла интересы сельчанина - известным указом о борьбе с нетрудовыми доходами и постановлением о сокращении поголовья скота в личном хозяйстве. В итоге сельчанину была "рекомендована" работа только в колхозе или совхозе.

автор Таслима Байчурина